Муниципальная инновационная площадка


Работа муниципальной инновационной площадки

«Создание вариативной модели предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках»

в системе дошкольного образования Белореченского района

на базе МАДОУ Д/С 11


Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении

с теми, кто такой школы не прошёл.

                                                                          К.А. Тимирязев

       Восьмого апреля 2019 года Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад комбинированного вида № 11 «Василёк» был присвоен статус муниципальной инновационной площадки в системе дошкольного образования муниципального образования Белореченский район (Приказ администрации УО МО Белореченский район от 08.04.2019 г. № 585).

      Тема: «Создание вариативной модели предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках».

      Сроки реализации проекта:  март 2019 г. - февраль 2022 г.

     Участники проекта:  заведующий МАДОУ Д/С 11, зам. зав. по ВМР, старший воспитатель,  воспитатели и специалисты МАДОУ Д/С 11, родители (законные представители), воспитанники.

     Цель: создание вариативной модели предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках».

     Новизна проекта:

- стирание границ внутреннего пространства детского сада;

- создание центров исследовательской деятельности;

- овладение педагогами технологией эвристического обучения;

- проведение образовательной деятельности в центрах исследовательской деятельности;

- повышение статуса педагогов, способных организовывать  познавательно-исследовательскую, экспериментальную деятельность  в технологии «занятие-лаборатория».

 

    Каждый ребёнок по своей природе - исследователь. Однако современная окружающая среда всё меньше и меньше способствует развитию у детей исследовательских навыков. Зачастую они получают готовую к применению информацию. Традиционный объяснительно-иллюстрированный метод обучения, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним целесообразно использовать технологии системно-деятельностного подхода, ориентированные на развитие детей в самостоятельной деятельности и направленные на «открытие новых  знаний».

    Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы МАДОУ Д/С 11. В апреле 2019 года начала работу муниципальная инновационная площадка по теме: «Создание вариативной модели предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках» (сертификат № 41, 2019 год).

 Существенным условием для начала успешной исследовательской работы в рамках инновационного проекта является готовность коллектива к этой деятельности. Высокий профессионализм, 27 педагогов с высшим образованием, 11 педагогов с высшей квалификационной категорией, 8 – с первой. Было важно выяснить интересы и готовность педагогических кадров включиться в длительную, рассчитанную не на один год, исследовательскую работу, которая потребует от них дополнительных затрат времени и сил, связанных с изучением необходимой литературы, умением найти, апробировать, скорректировать и аргументировано доказать целесообразность использования того или иного метода или приёма работы с детьми, выстроить свою систему работы.  С этой целью разработаны анкеты-опросы для педагогов:

   В следствии чего некоторыми педагогами были выбраны темы для самообразования «Развитие познавательного интереса при ознакомлении с миром природы», «Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности)», «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».

  Основная идея инновационного проекта «Создание вариативной модели предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках», заключается в образном стирании границ внутреннего пространства МАДОУ Д/С11, предоставление возможности педагогам проведения образовательной деятельности в разных групповых ячейках, а также увеличение количества педагогов способных организовывать эту деятельность с дошкольниками в технологии «занятие-лаборатория» взамен традиционной «занятие-аудитория», ассоциируемой с репродуктивными методами.Хочу такой сайт

 Работа в этом направлении была организована посредством семинара-практикума «Развитие познавательно – исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования».

  Подготовлены консультации: для педагогов «Метод детского экспериментирования как способ развития ребёнка дошкольника», «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»;

для родителей «Детское экспериментирование», «Познавательно – исследовательская деятельность в детском саду и дома»,  «Уголок археологии в группе», «Зелёный уголок в квартире», «Дети и растения», «Знакомство с архитектурой дошкольников» и т.д.

     С июня 2019 года до декабря 2021 года, идёт работа по следующим направлениям:

- организация коллективной и индивидуальной экспериментально-исследовательской деятельности детей,

- вовлечение родителей воспитанников в экспериментально-исследовательскую деятельность с детьми,

- создание банка тематических проектов, методических материалов, интерактивных пособий;

- обмен опытом педагогов на уровне МАДОУ Д/С 11, города и района;

- создание соответствующей предметно-развивающей среды: оформляются тематические стенды, стеллажи, приобретается необходимые материалы, инструменты, приборы и т.д.;

- сформирован пакет нормативно-правового обеспечения регламентирующий деятельность участников данного проекта;

 - обобщён и систематизирован опыт педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников;

- систематизирована научно-методическая база методического кабинета (дидактические материалы, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей, воспитателей, детские работы и т. д.);

- проведена диагностика на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после занятий опытно-исследовательской деятельностью;

-  подготовлены консультации по детскому экспериментированию в семье.

   В центрах исследовательской деятельности появились коллекции, макеты, дидактические пособия, организуются познавательно-тематические выставки: «Путешествие по морским глубинам», «Живые тропические бабочки», позволяющие детям открывать новые знания.

    Всего в рамках единого образовательного пространства  МАДОУ Д/С 11 создано 12 центров исследовательской деятельности - по количеству групповых ячеек в детском саду. Педагоги провели жеребьёвку для определения направления центра: «Астрономия», «Архитектура», «Ботаника», «Биология», «Геология», «Зоология», «Космос», «Метеорология», «Физика», «Химия», «Сенсорное развитие», «Этмология».

      В настоящее время коллектив МАДОУ Д/С 11 работает над повышением уровня деятельности инновационной площадки, ищет новые формы работы, составляются циклы интересных, развивающих, познавательных занятий с элементами экспериментирования, основанных на интеграции различных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, изобразительной), планируются взаимопосещения центров исследовательской деятельности, взаимодействия с семьёй и с социумом (библиотека, школа, музей).

     В рамках запланированных мероприятий прошла серия открытых занятий под общим названием «Маленький исследователь» (февраль 2020 г.), смотр-конкурс центров исследовательской  деятельности «Центр науки».

    Воспитанник подготовительной к школе группы принял участие в муниципальном конкурсе для дошкольников «Моё первое открытие» - победитель (декабрь 2021 г.).

  Представленная работа «Опытно-экспериментальная деятельность детей в исследовательском центре «Юный химик» стала призёром в рамках Муниципального этапа краевого конкурса видео-занятий среди дошкольных образовательных организаций муниципального образования Белореченский район «Работаем по стандартам» в номинации: «Поддержка детской инициативы при организации различных видов в деятельности дошкольника» (2020 г.).

  По плану проведения РМО майское заседание 18.05.2021 г. было поручено подготовить и провести МАДОУ Д/С 11. Мы выбрали тему, освещающую опыт работы по реализации инновационной площадки «Создание вариативной модели предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках».

  Педагоги (Бахарева Н.В., Александрова Т.Ю., Чеботарева И.С.) раскрыли методическую основу детского экспериментирования, рассказали о создании центров по изучению определенной науки – физике, химии, археологии, ботанике и др. Представили непосредственно работу с детьми, которую они строят на основе партнёрских отношений. Занятия проходят по определённой схеме, способствуют развитию детской самостоятельности и инициативы. Полученные знания дети с удовольствием применяют в домашних условиях, что было видно из представленного видео, где воспитанница, дома самостоятельно проводила опыт «Вулкан», а затем выставила свой опыт в Инстаграмм.

     Поделились опытом работы над проектом «Секреты питьевой воды» в рамках подготовки к научной конференции среди дошкольников «Моё первое открытие». Реализация проекта позволила сформировать у детей познавательный интерес к экспериментальной деятельности, повысить интерес к вопросу защиты природы. В практической части педагогам-коллегам предложили провести опыты «Вулкан» и «Оживи магнит».

    Опыт работы МИП вызвал у педагогов района много положительных отзывов. Единогласно было принято решение использовать опыт работы педагогов МАДОУ Д/С 11 в работе с дошкольниками.

   Мы надеемся, и к этому стремимся, что созданные центры преобразуют наш детский сад в студию познавательно-исследовательского и экспериментального  развития под названием «Весь мир в твоих руках»!

МИП Представление проекта Весь мир в твоих руках.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх

cookie

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфедециальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».