Работа муниципальной инновационной площадки
«Создание вариативной модели
предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках»
в системе дошкольного образования Белореченского района
на базе МАДОУ Д/С 11
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении
с теми, кто такой школы не прошёл.
К.А. Тимирязев
Восьмого апреля 2019 года Муниципальному
автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад
комбинированного вида № 11 «Василёк» был присвоен статус муниципальной
инновационной площадки в системе дошкольного образования муниципального
образования Белореченский район (Приказ администрации УО МО Белореченский район
от 08.04.2019 г. № 585).
Тема: «Создание вариативной модели предметно-пространственной
среды – студии «Весь мир в твоих руках».
Сроки реализации
проекта: март 2019 г. - февраль
2022 г.
Участники проекта: заведующий МАДОУ Д/С 11, зам.
зав. по ВМР, старший воспитатель,
воспитатели и специалисты МАДОУ Д/С 11, родители (законные
представители), воспитанники.
Цель: создание вариативной модели
предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках».
Новизна проекта:
- стирание границ
внутреннего пространства детского сада;
- создание центров
исследовательской деятельности;
- овладение
педагогами технологией эвристического обучения;
- проведение
образовательной деятельности в центрах исследовательской деятельности;
- повышение статуса
педагогов, способных организовывать познавательно-исследовательскую,
экспериментальную деятельность в
технологии «занятие-лаборатория».
Каждый ребёнок по своей природе - исследователь. Однако современная окружающая среда всё меньше и меньше способствует развитию у детей исследовательских навыков. Зачастую они получают готовую к применению информацию. Традиционный объяснительно-иллюстрированный метод обучения, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним целесообразно использовать технологии системно-деятельностного подхода, ориентированные на развитие детей в самостоятельной деятельности и направленные на «открытие новых знаний».
Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы МАДОУ Д/С 11. В апреле 2019 года начала работу муниципальная инновационная площадка по теме: «Создание вариативной модели предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках» (сертификат № 41, 2019 год).
Существенным условием для начала успешной исследовательской работы в рамках инновационного проекта является готовность коллектива к этой деятельности. Высокий профессионализм, 27 педагогов с высшим образованием, 11 педагогов с высшей квалификационной категорией, 8 – с первой. Было важно выяснить интересы и готовность педагогических кадров включиться в длительную, рассчитанную не на один год, исследовательскую работу, которая потребует от них дополнительных затрат времени и сил, связанных с изучением необходимой литературы, умением найти, апробировать, скорректировать и аргументировано доказать целесообразность использования того или иного метода или приёма работы с детьми, выстроить свою систему работы. С этой целью разработаны анкеты-опросы для педагогов:
В следствии чего некоторыми педагогами были выбраны темы для самообразования «Развитие познавательного интереса при ознакомлении с миром природы», «Воспитание любознательности у дошкольников (на занятиях, в общении, игре, трудовой деятельности)», «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».
Основная идея инновационного проекта «Создание вариативной модели предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках», заключается в образном стирании границ внутреннего пространства МАДОУ Д/С11, предоставление возможности педагогам проведения образовательной деятельности в разных групповых ячейках, а также увеличение количества педагогов способных организовывать эту деятельность с дошкольниками в технологии «занятие-лаборатория» взамен традиционной «занятие-аудитория», ассоциируемой с репродуктивными методами.
Работа в этом направлении была
организована посредством семинара-практикума «Развитие познавательно –
исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского
экспериментирования».
Подготовлены консультации: для
педагогов «Метод детского экспериментирования как способ развития ребёнка
дошкольника», «Детское экспериментирование – путь познания окружающего мира»;
для родителей «Детское
экспериментирование», «Познавательно – исследовательская деятельность в детском
саду и дома», «Уголок археологии в
группе», «Зелёный уголок в квартире», «Дети и растения», «Знакомство с
архитектурой дошкольников» и т.д.
С июня 2019 года до декабря 2021 года,
идёт работа по следующим направлениям:
- организация
коллективной и индивидуальной экспериментально-исследовательской деятельности
детей,
- вовлечение
родителей воспитанников в экспериментально-исследовательскую деятельность с
детьми,
- создание банка
тематических проектов, методических материалов, интерактивных пособий;
- обмен опытом
педагогов на уровне МАДОУ Д/С 11, города и района;
- создание соответствующей
предметно-развивающей среды: оформляются тематические стенды, стеллажи,
приобретается необходимые материалы, инструменты, приборы и т.д.;
- сформирован пакет
нормативно-правового обеспечения регламентирующий деятельность участников
данного проекта;
- обобщён и систематизирован опыт
педагогической деятельности по опытно-исследовательской работе дошкольников;
- систематизирована
научно-методическая база методического кабинета (дидактические материалы,
диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей,
воспитателей, детские работы и т. д.);
- проведена
диагностика на основе перечня знаний и умений, которые должны иметь дети после
занятий опытно-исследовательской деятельностью;
- подготовлены консультации по детскому экспериментированию в семье.
В центрах исследовательской деятельности появились коллекции, макеты, дидактические пособия, организуются познавательно-тематические выставки: «Путешествие по морским глубинам», «Живые тропические бабочки», позволяющие детям открывать новые знания.
Всего в рамках единого образовательного пространства МАДОУ Д/С 11 создано 12 центров исследовательской деятельности - по количеству групповых ячеек в детском саду. Педагоги провели жеребьёвку для определения направления центра: «Астрономия», «Архитектура», «Ботаника», «Биология», «Геология», «Зоология», «Космос», «Метеорология», «Физика», «Химия», «Сенсорное развитие», «Этмология».
В настоящее время коллектив МАДОУ Д/С 11
работает над повышением уровня деятельности инновационной площадки, ищет новые
формы работы, составляются циклы интересных, развивающих, познавательных
занятий с элементами экспериментирования, основанных на интеграции различных
видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской,
изобразительной), планируются взаимопосещения центров исследовательской
деятельности, взаимодействия с семьёй и с социумом (библиотека, школа, музей).
В рамках запланированных мероприятий прошла серия открытых занятий под общим названием «Маленький исследователь» (февраль 2020 г.), смотр-конкурс центров исследовательской деятельности «Центр науки».
Воспитанник подготовительной к школе
группы принял участие в муниципальном конкурсе для дошкольников «Моё первое
открытие» - победитель (декабрь 2021 г.).
Представленная работа «Опытно-экспериментальная деятельность детей в исследовательском центре «Юный химик» стала призёром в рамках Муниципального этапа краевого конкурса видео-занятий среди дошкольных образовательных организаций муниципального образования Белореченский район «Работаем по стандартам» в номинации: «Поддержка детской инициативы при организации различных видов в деятельности дошкольника» (2020 г.).
По плану проведения РМО майское заседание 18.05.2021 г. было поручено подготовить и провести МАДОУ Д/С 11. Мы выбрали тему, освещающую опыт работы по реализации инновационной площадки «Создание вариативной модели предметно-пространственной среды – студии «Весь мир в твоих руках».
Педагоги
(Бахарева Н.В., Александрова Т.Ю., Чеботарева И.С.) раскрыли методическую
основу детского экспериментирования, рассказали о создании центров по изучению определенной
науки – физике, химии, археологии, ботанике и др. Представили непосредственно
работу с детьми, которую они строят на основе партнёрских отношений. Занятия
проходят по определённой схеме, способствуют развитию детской самостоятельности
и инициативы. Полученные знания дети с удовольствием применяют в домашних
условиях, что было видно из представленного видео, где воспитанница, дома
самостоятельно проводила опыт «Вулкан», а затем выставила свой опыт в
Инстаграмм.
Поделились опытом работы над проектом «Секреты
питьевой воды» в рамках подготовки к научной конференции среди дошкольников
«Моё первое открытие». Реализация проекта позволила сформировать у детей
познавательный интерес к экспериментальной деятельности, повысить интерес к
вопросу защиты природы. В практической части педагогам-коллегам предложили провести
опыты «Вулкан» и «Оживи магнит».
Опыт работы МИП вызвал у педагогов района много положительных отзывов. Единогласно было принято решение использовать опыт работы педагогов МАДОУ Д/С 11 в работе с дошкольниками.
Мы надеемся, и к этому стремимся, что созданные центры преобразуют наш детский сад в студию познавательно-исследовательского и экспериментального развития под названием «Весь мир в твоих руках»!